Может ли Великобритания преодолеть фрагментацию отрасли и построить индустрию “Интернета вещей”?
Еврокомиссия недавно приняла план мотивирования фермеров применению электронной идентификации скота. Это должно повысить эффективность животноводства, снизить воровство и мошенничество, ограничить распространение болезней. Национальная мясная ассоциация Великобритании одобрила это предложение, но отметила, что государству необходимо создать централизованный репозиторий электронных идентификационных меток.
Это один из примеров “Интернета вещей”.
Такие отрасли, как оборонная и ЖКХ использовали сенсорные сети десятилетиями. Снижение цен на компоненты и рост доступности облачных вычислений делают интернет вещей популярным для более широких секторов экономики, включая городское хозяйство, розничную торговлю и здравоохранение.
Это предоставляет Великобритании хорошие шансы, с учетом поддержки, оказываемой правительством сектору высоких технологий. Однако, концепция интернета вещей объединяет огромное количество составных частей: производителей электронных компонентов, телекоммуникационного оборудования и услуг, операторов агрегации и анализа данных, разработчиков продукции и услуг для конечных потребителей из бизнеса и для личных нужд.
Все эти составные части присутствуют в Великобритании, но они фрагментированы и слабо сотрудничают друг с другом. В то же время, разнообразие инженерных ресурсов, имеющихся в стране, позволяет надеяться, что она станет играть в интернете вещей более важную роль, чем сейчас в Интернете.
Великобритания имеет выдающиеся позиции в разработке электронных компонентов. Кембриджский кластер стал мировым центром экспертизы в области беспроводных технологий благодаря таким компаниям как AVR и CSR (изобретатель технологии Bluetooth). Одна из ярчайших надежд региона - Neul - разработчик беспроводных систем связи для M2M взаимодействия в так называемом диапазоне белых частот.
Для того, чтобы M2M - коммуникации были дешевыми и обладали широкой зоной покрытия, необходимо использовать нижнюю область спектра, т.к. радиус действия при этом выше. Но допуск в эти частоты затруднен по лицензионным соображениям, вещательные и телекоммуникационные компании платят до миллиарда фунтов за малый участок такого спектра. Однако, в области вокруг телевизионного спектра есть неиспользуемая область, называемая белыми частотами. Ее нельзя использовать для телевещания, чтобы не создавать помех существующим каналам , но можно использовать для маломощных сигналов, характерных для М2М.
Проблема недорогой энергоэффективной связи в нелицензируемых диапазонах ключевая для интернета вещей.
Манчестерская компания Ibexis выпускает устройства, которые преобразуют электрические сигналы с датчиков в данные, обрабатывают эти данные в полезную информацию и передают в облачное хранилище по сотовой или спутниковой сети связи. Эти данные становятся доступными всем клиентам либо через специализированные веб-приложения, либо в качестве источника данных для собственных программ клиентов.
В этом проекте пришлось решить ряд проблем, связанных с распределенной обработкой данных. Когда передача данных по сети дорогая (или требует слишком много энергии аккумуляторов у автономных сенсоров), необходимо обрабатывать данные локально и передавать минимум. При этом все равно в центральном хранилище объем данных огромен и традиционные базы данных здесь непригодны. Ibexis использует Amazon SimpleDB.
Агрегация данных является одной из главных проблем, стоящих перед интернетом вещей. Впечатление, что приложения и сервисы, способные приносить доход и изменить нашу жизнь, возникают недостаточно быстро, возникает потому, что данные, которые генерируются “вещами” непригодны для совместной обработки изза фрагментации отрасли. Одной из компаний, пытающихся преодолеть это препятствие, является лондонская Pachube - веб-платформа для интеграции данных в реальном времени.
Британский государственный комитет по технологической стратегии (Technology Strategy Board - TSB) надеется простимулировать предпринимателей создавать прототипы и пилотные проекты готовых продуктов или сервисов, сочетающие разнообразные слои архитектуры интернета вещей, путем предоставления грантов до 50 тыс. фунтов.
Представитель TSB считает, что Британия обладает тремя большими преимуществами в области интернета вещей: разработчики коммуникационных технологий мирового уровня, сильные аналитики больших объемов данных и большое количество энтузиастов - ранних адаптантов новых технологий.
Недостаток один - финансирование в период мирового экономического кризиса. Например, Китай строит огромные новые города, сразу оснащенные сенсорными сетями. За счет этого Китай может вырваться в лидеры мировой гонки этой технологии. Хотя в Великобритании считают китайский подход неэффективным: китайцы рассматривают сенсорные сети как крупные ИТ-системы с огромным диспетчерским ситуационным центром, из которого видно все данные. Но это слишком затратный и негибкий путь. Стесненные финансовые возможности Великобритании вынуждают строить гибкие проекты, взаимодействующие между собой, исследующие разнообразные возможности предоставления новых услуг от интернета вещей. И это может стать конкурентным преимуществом Великобритании.